Дэвид Гейдер: сценаристов в BioWare «тихо ненавидели»
Андрей Маковеев
Дэвид Гейдер (David Gaider) отвечал за сценарии всех выпущенных Dragon Age. Недавно он разоткровенничался в «Твиттере» и посетовал, что в геймдеве нередко забывают о значимости сценария.
По словам Гейдера, со стороны работа писателя может показаться простой, ведь сочинить текст способен каждый. Однако это впечатление обманчиво:
Писательство — одна из тех дисциплин, которые постоянно недооценивают. Всем кажется, что они умеют писать («Я могу построить предложение! И ещё знаю, что такое сюжет!»), и, по правде говоря, многие вообще не видят разницы между хорошим текстом и плохим. Зачем же тогда переплачивать за сценарий, верно?
В игровой индустрии подобное отношение к профессии встречается даже среди людей, которые сами хотят стать сценаристами. «У меня нет НАСТОЯЩИХ навыков… Не умею ни рисовать, ни программировать — ну, видимо, буду писателем. Всяко лучше, чем тестировщиком!» Как будто создание текстов для игр не требует навыков, которые нужно совершенствовать.
Writing is one of those disciplines which is constantly undervalued. It’s something that everyone thinks they can do («I can write a sentence! I know what story is!»), and frankly the difference between good and bad writing is lost on many, anyhow. So why pay much for it, right?
— David Gaider (@davidgaider) May 2, 2023
In games, you even see this attitude among those who want to get into the field. «I don’t have any REAL skills… I can’t art, I can’t program, so I guess I’ll become a writer? It’s better than QA!» As if game writing didn’t require any actual skill which requires development.
— David Gaider (@davidgaider) May 2, 2023
Гейдер вспоминает, что в конце концов и для BioWare, которая прежде была кузницей ярких ролевых историй, работа над сценарием стала обузой:
BioWare прославилась благодаря интересным сюжетам и персонажам. Однако со временем даже она превратилась из компании, громко заявляющей о важности сценаристов, в место, где нас… тихо ненавидели, а упор на дорогостоящие сюжеты считался пятым колесом в телеге.
Это может прозвучать как серьёзное обвинение, но именно такую атмосферу я ощущал вплоть до своего ухода в 2016-м. Все боссы вдруг озаботились вопросом: «А как бы нам СОКРАТИТЬ сценарии?» Словно хорошая история должна появиться по мановению волшебной палочки, без пристального внимания и поддержки.
Вы, конечно, можете утверждать, что вам нравятся качественные тексты в играх, кино, статьях или ещё где-нибудь, но если вы не считаете нужным вкладываться в сценарии — и достойно оплачивать труд сценаристов, — то вам никто не поверит.
Even BioWare, which built its success on a reputation for good stories and characters, slowly turned from a company that vocally valued its writers to one where we were… quietly resented, with a reliance on expensive narrative seen as the «albatross» holding the company back.
— David Gaider (@davidgaider) May 3, 2023
Maybe that sounds like a heavy charge, but it’s what I distinctly felt up until I left in 2016. Suddenly all anyone in charge was asking was «how do we have LESS writing?» A good story would simply happen, via magic wand, rather than be something that needed support and priority.
— David Gaider (@davidgaider) May 3, 2023
At the end of the day, you can say you like good writing — whether it’s in a game, a movie, an online article, or whatever — but if you don’t value it enough to prioritize it and support it… and, yes, pay writers what they’re due… that’s not what everyone else is hearing.
— David Gaider (@davidgaider) May 3, 2023
После отставки из BioWare Дэвид Гейдер основал студию Summerfall. В августе на ПК стартует дебютный проект команды — ролевой мюзикл Stray Gods. Игра привлекает внимание симпатичной 2D-графикой, песнями от композитора Journey Остина Уинтори (Austin Wintory) и звёздным актёрским составом — роли исполнили Лора Бэйли (Laura Bailey), Трой Бейкер (Troy Baker) и другие.
Тем временем BioWare готовит следующую часть Dragon Age — Dreadwolf. Дата её релиза и окончательный список платформ пока неизвестны.
Читай также 27 февраля ⋅ 28 Экс-сценарист Dragon Age хочет увидеть ремейк Origins
24 февраля ⋅ 15 BioWare продолжит экспериментировать с ролевыми системами в Dragon Age: Dreadwolf
28 марта ⋅ 9 Ветеран BioWare Марк Дарра консультирует разработчиков Dragon Age: Dreadwolf